Книга из серии "Культура повседневной жизни". История абсента через историю погубленных им писателей и художников. В основном, это рубеж веков, Бодлер, Рембо, Верлен, Ван Гог, Тулуз-Лотрек и так далее. Абсолютное погружение в ту эпоху, в богемность декадентов. Красота упадничества и саморазрушения. Нездоровая, но прекрасная книга.
У самого автора взгляд, надо сказать, весьма здоров. Он легко и непринужденно шутит на такую печальную, в общем-то, тему.
В конце книги есть приложения: некоторые художественные тексты про абсент и сравнение разных марок.
Как ни странно, после прочтения абсента не хочется, наверно только потому, что я его не люблю в принципе).
Некоторые понравившиеся места:Когда я хороший, у меня такое настроение; когда я, как говорится, плохой, это тоже настроение. Я никогда не знаю, каким я буду в ту или иную минуту. Иногда мне нравится сидеть дома после ужина и читать «Сон Геронтия». Я люблю чечевицу и холодную воду. Иногда должен пить абсент и всю ночь напролет веселиться со шлюхами. Мне нужна музыка и подходящие к ней грехи. Бывает, я хочу бедности, убожества, грязи… У души есть свой Уэст‑Энд и свой Уайтчепел.
ещё цитаты
Бодлер не писал специально об абсенте, а всякий крепкий
напиток называл «вином». Возьмем его известное стихотворение в прозе «Пейте!»
(«Envirez‑vous» – «напивайтесь», «опьяняйтесь»).
Пьяным надо быть всегда. Это – главное, нет, единственное.
Чтобы не чувствовать ужасного ига времени, которое сокрушает плечи и пригибает
вас к земле, надо опьяняться без устали. Чем же? Вином, поэзией, добродетелью,
чем угодно, лишь бы опьяняться.
Абсент называли «Зеленой (или Зеленоглазой) музой».
Считалось, что он гений для бездарностей, но гибель для истинного гения.
Множество французских карикатур той поры обыгрывают клише «абсент как источник
вдохновения» (как часто случается с карикатурами XIX века, смешных – очень
мало). «Поразительно! – гласит подпись под одной из них. – Я выпил
уже четыре абсента, но еще не написал ни катрена… Гарсон! Абсент!» Другая
карикатура изображает славного монмартрского поэта «Вер‑де‑Гри»,
который приходит в кафе с маленькой картонной рамкой в поиске прекрасных
наитий. Он ставит рамку перед стаканом абсента и наливает в абсент воду, веря,
что перед ним бурлит Ниагарский водопад. Другой сатирический рисунок
рассказывает грустную историю «Декадента», который ходит в кафе лишь для того,
чтобы изучать нравы для книги, которую пишет уже десять лет. К сожалению, ему
не удается выпить пятнадцать стаканов абсента и остаться трезвым, а потому на
следующий день он абсолютно ничего не помнит, и приходится ходить в кафе каждый
вечер. Самый грустный карикатурный образ – растрепанный художник, у которого на
седьмом стакане абсента кончились деньги, а он знает, что вдохновение приходит
после восьмого.