Главные темы в обоих романах можно выделить две: национальное самоопределение и метафизика половой любви. Конечно, патриотические чувства в полной мере развиты в «Легкости», написанной после 68 года («Пражская весна», ввод советских танков в Прагу). В «Шутке» - судьба людей, переживающих взлет и крах социализма, кризис и для веривших в новый строй и для противостоявших ему. Странные переплетения судеб, игры рока, который смеется над нами.
Так или иначе, но мое внимание больше привлекла, естественно, тема любви. Кундера любит поговорить об этом обстоятельно, неторопливо, поясняя примерами, раскрывая свои мысли красивыми метафорами. Половая любовь и любовь психическая – необязательное сочетание. Половая любовь как средство мести, средство самоутверждение, как нечто, способное удержать тебя в этом мире, заставить поверить, что ты кому-то нужен. Страшный момент, когда героиня понимает, что измена любимого человека – знак того, что ее тело предало ее. Как вам мысль о том, что тело может предать душу? По-моему, красиво.
В романах Кундеры очень много музыки. В «Шутке» это, прежде всего, народные моравские песни и наигрыши, в «Легкости» - торжественно-мрачный Бетховен с рефреном «Так должно быть!». Мне симпатичны эти попытки писателя добавить в литературное произведение выразительность музыки, выразительность, которая преобладает над всеми родами искусства.
И последнее – общие ощущения. В обоих романах больше понравились многочисленные лирическо-философские отступления, чем сюжет, который, впрочем, тоже хорош. Создается впечатление беседы с умным, опытным человеком – перенять чужой опыт всегда полезно. Еще книги Кундеры дышат витализмом – после прочтения с утроенной силой хочется жить. Пожалуй, единственный их недостаток – однообразность. Как долгая дорога. Но эта однообразность сродни прекрасной однообразности джазовой музыки или строений Петербурга – все одинаково красиво.
Если бы романы Кундеры были городом, я бы в нем жила.