Слегка сумбурная рецензия, которая вызывает приятную ностальгию о самом шокирующем фильме, который я когда-либо виделаМежду тем, главное в кинофильме ПИАНИСТКА не бритва между ног и грязные салфетки. Ханеке не так прост, чтобы просто рассказывать подобие любовной истории, сталкивая норму и безумие (я вообще, признаться, не вижу здесь любовной истории, ну да ладно). Первое впечатление от Вальтера Клеммера - поверхностность (''молодежь слушает только поп и рок, а не классическую музыку"). Странный диссонанс вызывает контраст между его глянцевой внешностью и манерами - и его блестящая музыкальная техника, претензии на интеллектуальные суждения. Немного схематично выглядит его неожиданное решение записаться в консерваторию из-за якобы сильной влюбленности в Эрику после их знакомства. Его псевдо-романтичное поведение - главная обманка Ханеке. Душевное расстройство Эрики используется как фон, чтобы высветить то, что скрыто за фасадом благополучного - обычного - талантливого мальчика. И это как раз уже его - Ханеке - тема, укладывающаяся в представляемую им из фильма в фильм картину мира. Романтический персонаж мгновенно трансформируется в чудовище, фактически - маньяка. Ханеке, возможно использует следующее жанровое клише (сделаю всё же ремарку, что я рассматриваю фильм как он есть, без книги - Елинек, к сожалению, я не читал; но мои постоянные "Ханеке сделал то... использует это" вызвано тем, что вся фактура и нюансы действительно 'его', даже если он и экранизирует дословно роман, в чем я сильно сомневаюсь) - маньяки в кинофильмах часто объясняют жертвам, преимущественно - женщинам, что на самом деле это они - жертвы - первыми спровоцировали. Клеммер, ещё недавно морщившийся при чтении письма Эрики, бьёт её и насилует, приговаривая раз за разом: "Но всё-таки согласись, что это ты сама отчасти виновата... С мужчинами так поступать нельзя, над нами нельзя так издеваться". Другая тема Ханеке - общая беззащитность; после ночи кошмара - выпить стакан воды, одеться и улыбаться, ничего не случилось. В этом и заключается радикальное различие: Клеммер нормален, он может себе позволить избить больную Эрику, а на следующее утро при всех ей улыбнуться и сделать комплимент. Она безумна, остановка - невозможна; поскольку она говорит с миром на языке острых предметов - ей остается только взяться за нож. Её болезнь и извращенность позволяет другим легко терять налет цивилизованности. Другая сцена: она подглядывает за парочкой, занимающейся любовью, и начинает мастурбировать. Когда её замечают, она убегает - за ней несется застегнувший ремень мужчина с криками и оскорблениями, монтажная склейка. Учитывая еще и то, что скорее всего Эрика не в первый раз проводит время на автостоянке в поисках таких людей в машинах, то вполне возможно, что эта монтажная склейка скрывает за собой еще одну сцену побоев.
Ханеке всегда очень точен в деталях и расставляемых акцентах. Держа все самые натуралистичные сцены в кадре, он ни разу не сбивается и не переступает границы хорошего вкуса. Вообще демонстрация перверсий Эрики - это сильный приём, мало у кого хватило бы мастерства с ним правильно совладать. У Ханеке получается. Точные диалоги. Мать: "ты чуть не довела меня до сердечного приступа" - и далее по тексту Дениса Горелова о родительской любви. Потрясающий финал. Ответ на реплику 'вы должны гордиться вашей дочерью': "Гордиться? Это студенческий концерт. Она выступает вместо своей ученицы". Или самая последняя фраза: "Мужчины! Вечно спешат. Вы их знаете".
Несмотря на сенсационность и шоковый материал, Ханеке не отступается от своего выверенного стиля - средние планы, холодный взгляд со стороны. Некоторые сцены - очень долгие, эмоционально выматывающие. Да что там - этот фильм действительно способен шокировать даже подготовленного зрителя.
На последнем кинофестивале между показами у нас возникали периодические обсуждения тех или иных фильмов с коллегами. Я позиционировал Ханеке, как одного из своих любимых режиссеров - а его, как известно, модно не любить. Мне тогда всегда задавали расставляющий все точки над вопрос - "скажи, а ПИАНИСТКА - хорошее кино?". Предполагается, что после ответа на этот вопрос всё становится кристалльно ясно с моим вкусом. Так вот, да, хорошее.
@темы:
szamara,
киномания,
я люблю,
нормальный стью любит все нормальное,
cinematherapy,
For Esmé — with Love and Squalor,
КАФКА САРТР КАМЮ БРЕССОН БЕРГМАН ГОДАР ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК HD ДИСКОГРАФИИ PSYCHIC TV CURRENT 93 ПОСЛЕДНИЙ DEATH IN JUNE ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КРОССВОРДЫ ВСЕ ПО 25 РУБЛЕЙ ©